Средства информационно-коммуникационных
технологий в дополнительном образовании.
Автор: Погодаева Оксана
Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных
натуралистов", г. Новокузнецк, Кемеровской области
Описание: В статье описываются основные средства
информационно-коммуникационных технологий: информационные, учебные,
исследовательские, конструирования,коммуникационные, диагностические,
расчетные, инструменты облачного хранения информации. Рассматриваются принципы
их выбора использования для организации образовательного процесса: общедидактические,
гуманизации образования, безопасности. Содержание данной статьи - результат
анализа большого количества литературных источников.
Статья может быть востребована педагогами и сотрудниками различных учебных заведений различного звена, студентам педагогических специальностей.
Статья может быть востребована педагогами и сотрудниками различных учебных заведений различного звена, студентам педагогических специальностей.
Цель: определить основные средства информационно-коммуникационных
технологий и принципы их использования в образовательном процессе.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дополнительном
образовании определено в Концепции развития дополнительного образования детей.
В ней, с одной стороны, отмечается необходимость применения новых
образовательных форм (сетевое и электронное обучение) и технологий (визуальные,
компьютерно-мультипликационные), что расширяет спектр возможностей
использования ИКТ; с другой стороны отмечается отсутствием норм их
использования, что затрудняет внедрение информационно-коммуникационных
технологий в практику дополнительного образования.
Определим основные средства информационно-коммуникационных технологий, критерии
и показатели их использования.
Под средствами информационно-коммуникационных технологий понимается программное
обеспечение, позволяющие собирать, хранить, обрабатывать информацию,
обеспечивать коммуникативные связи. Основными из них являются:
1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах
(текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети
Internet).
2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие
формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи,
тренировочные серверы).
3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять
на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная
реальность).
4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления
информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли
(приложения в социальных сетях).
5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и
учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени)
в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний,
умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения
для создания диагностических материалов).
7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения
различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и
офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.
8. Расчетные – приложения, автоматизирующие вычислительные операции.
Определение и содержательное описание средств информационно-коммуникационных
технологий позволяет определить принципы выбора и применения данных средств в
дополнительном образовании:
1. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе дидактических
принципов:
- наглядности – обеспечение учащихся четкой, правдивой информацией, предпочтение инструментов, выполняющих конкретные функции, т.е. выполняют любую четко определенную задачу за одну операцию;
- доступности – использование информации и средств, доступных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, учитывающих особенности ведущей деятельности каждого возраста, интеграции информационно-образовательных ресурсов с традиционными формами и методами обучения (игра, беседа, работой над проектом и др.);
- индивидуализации и дифференциации - обеспечение возможности индивидуального продвижения в освоении учебной информации с учетом интересов и мотивов учащихся;
- дополнительности – информация и методы работы с ней должны дополнять традиционные формы и методы преподавания.
- наглядности – обеспечение учащихся четкой, правдивой информацией, предпочтение инструментов, выполняющих конкретные функции, т.е. выполняют любую четко определенную задачу за одну операцию;
- доступности – использование информации и средств, доступных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, учитывающих особенности ведущей деятельности каждого возраста, интеграции информационно-образовательных ресурсов с традиционными формами и методами обучения (игра, беседа, работой над проектом и др.);
- индивидуализации и дифференциации - обеспечение возможности индивидуального продвижения в освоении учебной информации с учетом интересов и мотивов учащихся;
- дополнительности – информация и методы работы с ней должны дополнять традиционные формы и методы преподавания.
2. Применение
информационно-коммуникационных технологий на основе принципов гуманизации
образования:
- обеспечение сотрудничества детей друг с другом, с другими субъектами образовательного процессе,
- вовлечение родителей в образовательный процесс,
- исключение возможности доступа к ИКТ как к вознаграждению,
- исключение навязывания информационно-коммуникационных технологий,
- исключение сцен насилия при использовании информационно-коммуникационных технологий.
- обеспечение сотрудничества детей друг с другом, с другими субъектами образовательного процессе,
- вовлечение родителей в образовательный процесс,
- исключение возможности доступа к ИКТ как к вознаграждению,
- исключение навязывания информационно-коммуникационных технологий,
- исключение сцен насилия при использовании информационно-коммуникационных технологий.
3. Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов
безопасности, в том числе и психологической, здоровьесбережения:
-исключение возможности контроля инструментов ИКТ за ребенком - они не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм,
- интеграция ИКТ с другими видами деятельности – играми, моделированием рисованием т.д., смена видов деятельности,
- четкое ограничение количества времени, проведенного ребенком за компьютером (другим техническим устройством), соответствующее его возрастным особенностям, состоянию здоровья.
-исключение возможности контроля инструментов ИКТ за ребенком - они не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм,
- интеграция ИКТ с другими видами деятельности – играми, моделированием рисованием т.д., смена видов деятельности,
- четкое ограничение количества времени, проведенного ребенком за компьютером (другим техническим устройством), соответствующее его возрастным особенностям, состоянию здоровья.
Таким образом, в современном образовании определены: сущность и
содержание средств информационно-коммуникационных технологий, а также критерии
выбора инструментов ИКТ, это определяет возможность активного применения данных
технологий в практике дополнительного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий